вторник, 4 декабря 2012 г.

Самооценка детей младшего школьного возраста

Когда ребенок встречается с каким-то неуспехом, это легко может подтолкнуть его к формированию неадекватной и заниженной самооценки. Особенно ранимы в этом отношении дети младшего школьного возраста. Если же формирование заниженной самооценки состоялось, то ребенок начинает опасаться неуспеха и переживаний, связанных с ним, как следствие, - начинает избегать любых ситуаций, которые могут спровоцировать неприятные переживания.
Составляющие самооценки ребенка:
Самооценка складывается, во-первых, из оценок окружающих, во-вторых - из результатов своей деятельности. И по мере формирования самооценки она все активнее влияет на поведение ребенка.
У каждого человека есть потребность в каком-то определенном уровне самооценки, наличие которого необходимо для самоудовлетворения, и эта потребность является основой его уровня притязаний. После того, как у ребенка складывается этот самый уровень притязаний, то каждое оценивающее его высказывание или действие, исходящее от взрослых он начинает сопоставлять с самооценкой. Таким образом уже сформировавшиеся уровень притязаний и самооценка являются опосредующим фактором в отношении ребенка к другим людям.
Большой вклад в формирование личности ребенка вносит баланс между его реальными достижениями на одной чаше весов и притязаниями вкупе с самооценкой - на другой. В случае, когда требования ребенка к себе и уровень его притязаний оказывается ниже достижений ребенка, он не реализует всех своих возможностей в процессе развития, поскольку уже удовлетворен тем, что достиг. В таком случае говорят, что ребенок себя недооценивает - и это действительно так; помимо того, что низкая самооценка сама по себе не является полезной, она плохо влияет на развитие комплекса способностей ребенка.
Есть и случаи, когда притязания ребенка требуют мобилизации всех его сил; это происходит в ситуации, обратной первой - уровень притязаний и самооценка ребенка находятся на более высоком уровне, нежели его существующие достижения. Подобная ситуация в чем-то даже более благоприятна, чем первая - здесь ребенок мобилизует все свои силы, чтобы достичь того, что диктует его уровень притязаний, поэтому способности ребенка начинают активно развиваться.
Отношение к неуспеху 
С одной стороны ученики остро переживают неуспех; однако, с другой они его игнорируют, выбирая новые задачи более высокого уровня сложности. Если рассматривать реакцию младших школьников на неуспех, то видно, что она носит агрессивный характер: ребенок ни в коем случае не признается, что в том, на что он претендует, он оказался слабым. Потребность в сохранении высокой самооценки приводит к острой реакции на те факторы и тех людей, которые показывают ему его несостоятельность.
Подобное состояние называется аффектом неадекватности и является результатом несовпадения высокого уровня притязаний с реальными возможностями; уже устоявшаяся самооценка ребенка оказывается выше той оценки, которую он получает от других. Аффект неадекватности носит защитную функцию, ограждая ребенка от травмирующих воздействий. Таким образом, это состояние - ключ к тому, чтобы ребенок сохранил самооценку и то отношение к себе, которое составляет базовый фундамент самоуважения.
Поскольку в младшем школьном возрасте многие психологические процессы еще недостаточно сформированы, то аффективные состояния носят нестабильный характер. Для младших школьников аффект неадекватности, хоть и возникает достаточно часто, является неустойчивым и довольно быстро проходит. В этом отношении гораздо сложнее проявляются сами аффективные состояния и их последствия у детей более старшего возраста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий